История Хеликс
Лабораторная служба Хеликс работает в сфере лабораторной диагностики с 1998 г. В настоящее время является одним из лидеров лабораторной диагностики в России. Под брендом Хеликс открыто более 450 Диагностических центров и Лабораторных пунктов по всей стране. Лабораторная служба Хеликс выполняет анализы для более чем 1800 частных и более чем 300 государственных медицинских учреждений, оказывает услуги клиентам в 130 городах России, имеет 5 Лабораторных комплексов общей площадью более 12 000 кв. м в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске.
Об истории Компании и планах развития – в интервью основателя и генерального директора Лабораторной службы Хеликс Андрейчука Юрия Владимировича.
– Юрий Владимирович, расскажите, с чего началась история Лабораторной службы Хеликс?
– История моей компании началась в 1998 году в Санкт-Петербурге. С самого начала Хеликс занимался научными исследованиями. Разрабатывались новые виды вакцин. Планировалось, что лабораторная диагностика дополнит исследовательскую деятельность компании. Тем более что неплохое по тем временам оборудование и высокий профессионализм сотрудников с легкостью позволяли этого достичь.
– Каким образом развивалось направление лабораторной диагностики?
– Лабораторная служба стала выполнять анализы по методу полимеразной цепной реакции (ПЦР) длямедицинских учреждений Петербурга, что оказалось весьма востребованным в медицинской среде. Диагностическое направление в работе компании приобретало все больший вес, стали осваиваться новые методы лабораторных исследований, начал расширяться парк оборудования. К 2002 году исследовательское подразделение Хеликс было выделено в отдельную компанию. Всотрудничестве с одним из университетов Швеции она продолжила активную исследовательскую деятельность, которая ведется и по сегодняшний день. Основное подразделение Лабораторной службы сконцентрировалось на выполнении медицинских анализов, при этом научный подход и инновационность неизменно остаются важнейшими ценностями Хеликс.
– Следующий закономерный шаг – это выход на рынок конечного потребителя?
– Да, безусловно. Вскоре мы задумались не только о сотрудничестве с медицинскими организациями, но и о предоставлении услуг на розничном рынке. Это был серьезный шаг с нашей стороны. В 2004 году мы открыли первый Диагностический центр Хеликс для жителей Петербурга. Впервые с анализами стали связывать такие понятия, как комфорт и удобство. Мы и сейчас придерживаемся этого принципа – Клиенту должно быть удобно. Он выражается во всем: мы стремимся обеспечить территориальную доступность Хеликс, постоянно открывая новые Центры, мы делаем комфортной саму процедуру сдачи анализов – начиная от общения с персоналом и заканчивая получением результатов. И, конечно, мы лидеры рынка по онлайн-сервисам, доступным нашим Клиентам.
– Проект получился успешным, вы начали его масштабировать?
– Да, мы создали крупную сеть Диагностических центров и Лабораторных пунктов, которой по мере роста становилось все сложнее управлять. Для того, чтобы решить вопрос на качественном уровне, с помощью собственного штата разработчиков мы создали единую информационную систему, которая связала все розничные точки с лабораторным комплексом. Это был прорыв в развитии компании, который до сих пор остается залогом высокого качества обслуживания и надежности нашей лабораторной службы.
Впервые с анализами стали связывать такие понятия, как комфорт и удобство. Мы и сейчас придерживаемся этого принципа – Клиенту должно быть удобно. Он выражается во всем: мы стремимся обеспечить территориальную доступность Хеликс, постоянно открывая новые Центры, мы делаем комфортной саму процедуру сдачи анализов.
– Когда было принято решение о развитии по франчайзингу?
– Программа франчайзинга начала успешно действовать с 2007 года – тогда мы открыли первый франчайзинговый центр в Петербурге. А в 2009 году развитие розничной сети Хеликс шагнуло за пределы Северо-Западного региона.
– Ваша экспансия в регионы продолжилась активнее после выстраивания операционных процессов?
– Да, мы не остановились на достигнутом и в 2011 году открыли новый лабораторный комплекс в Екатеринбурге. Клиенты в восточных регионах России стали получать более оперативное обслуживание. В 2012 году первые Центры Хеликс открылись в Москве, а в начале 2014 года приступил к работе новый лабораторный комплекс в столице, что позволило значительно оптимизировать логистическую схему и повысить скорость обслуживания для регионов. В этом же году центральная лаборатория в Петербурге более чем в три раза увеличила свои площади, существенно обновив оборудование и все информационные системы. У Хеликс на сегодняшний день есть все для того, чтобы предоставлять клиентам услуги по лабораторной диагностике самого высокого качества в любом объеме.
– Сейчас Хеликс представлен во многих регионах России – от Калининграда до Владивостока. Глобальное географическое расширение сети привело к изменениям внутри компании?
– Конечно, и к очень серьезным. В первую очередь, мы должны были обеспечить бесперебойную доставку образцов из всех регионов страны в лабораторные комплексы, и мы организовали мощную службу логистики, обслуживающую территорию пяти часовых поясов. Наша логистическая система построена таким образом, что образцы биоматериала поступают в ближайший лабораторный комплекс в этот же день. Курьеры до двух раз в день забирают биоматериал из Центров. Чтобы обеспечить сохранность образца, используются термоконтейнеры с четырьмя температурными режимами.
У Хеликс на сегодняшний день есть все для того, чтобы предоставлять клиентам услуги по лабораторной диагностике самого высокого качества в любом объеме.
– А если говорить о технологиях на местах, в регионах?
– Эффективная комбинация IT-решений мировых брендов и собственных разработок позволяет нам быстро решать самые разнообразные задачи. Во всех Центрах Хеликс установлено разработанное нашими специалистами программное обеспечение, с помощью которого вся информация в режиме онлайн поступает в наши лабораторные комплексы. Это одно из ключевых условий быстрого развития в регионах.
– В чем это все выражается для конечного клиента?
– В качестве обслуживания в первую очередь. В удобстве, в доступности. Мы создали собственный Контакт-центр, который работает круглосуточно 365 дней в году и ежедневно обслуживает до 5 000 обращений. Операторы всегда готовы оказать квалифицированную помощь клиенту по любому вопросу: осуществить запись на прием к врачам различных специализаций, сориентировать по адресам ближайших Центров и графику работы, проконсультировать по результатам анализов. По вопросам, требующим назначения или интерпретации исследований, отвечают врачи-консультанты различных специальностей. Чтобы обеспечить клиенту максимальное удобство, мы разработали Личный кабинет Хеликс, который доступен как на нашем сайте, так и через мобильное приложение «Хеликс Клиент». Наши клиенты могут получить консультацию, сделать предзаказ на исследования, а также получить результаты и отслеживать их динамику в любом месте. Уже сейчас Личный кабинет Хеликс используют более 800 000 пользователей.
– А если говорить о качестве самих услуг – лабораторной диагностики?
– Разумеется, это то, что мы контролируем самым тщательным образом. Выдавать точный и достоверный результат – наша первоочередная задача. Высочайшее качество проводимых исследований достигается за счет четкого соблюдения алгоритма преаналитических процедур, системы ежедневного контроля качества, регулярной калибровки оборудования, валидации результатов врачами. А высокая степень автоматизации на всех этапах исключает ошибки.
Соответствие Хеликс международным стандартам качества подтверждают такие мировые лидеры в области сертификации, как «Бюро Веритас» (Франция) и SGS (Швейцария). Хеликс – первая в России компания, которая прошла международный аудит такого высокого уровня.
– На каком оборудовании вы выполняете исследования?
– В наших лабораториях установлено оборудование от ведущих мировых производителей (Roche Diagnostics, Beckman Coulter, Sysmex). Также совсем недавно мы закончили реализацию масштабного проекта с Roche Diagnostics (прим.: ведущий мировой производитель оборудования и реагентов) – полная автоматизация выполнения биохимических и иммунохимических исследований. Новый комплекс оборудования позволил оптимизировать технологический процесс, увеличив его производительность за счет консолидации нескольких анализаторов, сократить время выполнения исследования, исключив человеческий фактор из многих промежуточных операций.
– Насколько мне известно, Хеликс единственная в России коммерческая лаборатория, в которой был реализован подобный проект?
– Да, это действительно так. Еще одно подтверждение качества наших исследований – участие в международном проекте по определению референсных интервалов и пороговых значений совместно с Международной федерацией клинической химии. Это международный проект, проводимый в 23 странах мира. В каждой стране, включенной в глобальный проект, для сбора и обработки данных была выбрана медицинская лаборатория, уровень профессионализма и компетентности которой был оценен достаточно высоко для выполнения задач проекта. В России это были мы.
– Сейчас Хеликс – один из лидеров лабораторной диагностики в России. Каковы ваши дальнейшие планы?
– Дальнейшие планы? Не останавливаться на достигнутом, идти только вперед. У нас очень амбициозные планы по развитию – заходить в новые регионы, открывать новые точки, развивать новые направления. Предоставлять все более качественный сервис нашим клиентам.
– Развитие по модели франчайзинга будет продолжаться?
– Конечно. Мы за 19 лет успешной работы накопили огромный опыт и разработали множество эффективных инструментов развития бизнеса. Готовы делиться ими с франчайзи-партнерами. Ведь быть партнером Хеликс – это выгодно для человека, который решил открыть собственный бизнес. Во-первых, мы действительно предлагаем лучшие финансовые условия на рынке. Во-вторых, мы вместе с партнером шаг за шагом развиваем его бизнес: составляем индивидуальную программу развития Центра, прикрепляем персональных консультантов, обеспечиваем поддержку на всех этапах работы. Мы прошли это уже более 200 раз – с каждой новой розничной точкой Хеликс, – поэтому, покупая франшизу Хеликс, партнер в первую очередь покупает готовый «рецепт успеха», основанный на всем нашем опыте, наших наработках, наших технологиях. Рецепт, который уже 200 раз доказал свою эффективность.
Огромные ресурсы мы вкладываем в обучение. От профессионализма сотрудников зависит качество наших услуг и успех всей компании. Поэтому обучение – это часть той поддержки, которую в полной мере получают от нас франчайзи-партнеры. У Хеликс есть собственный Учебный центр, который обеспечивает, во-первых, обучение управленческого состава – мы учим основам бизнеса, финансам, маркетингу, эффективному управлению персоналом. Даем базовые знания для успешного старта бизнеса партнера. Во-вторых, мы полностью берем на себя обучение линейного персонала – администраторов, медицинских сестер. Сотрудники регулярно проходят как очное, так и дистанционное обучение и тестирование.
– А если говорить в целом – каковы принципы Лабораторной службы Хеликс?
– Наши принципы? Во-первых – инновации, во-вторых – гибкость во всех решениях... И в-третьих, наша цель – быть первыми.

1998 г.
Создание компании Хеликс

2002 г.
Медицинская диагностика становится главным направлением Хеликс.

2004 г.
Первый Диагностический центр в Санкт-Петербурге

2009 г.
Выход в регионы

2011 г.
Новый Лабораторный комплекс в Екатеринбурге

2014 г.
Новый Лабораторный комплекс в Москве

2015 г.
Открытие автоматизированной технологической площадки на базе оборудования Roche Diagnostics (Швейцария) в Лаборатории Санкт-Петербурга

2016 г.
Расширение Лабораторного комплекса в Москве