СТАТЬИ

Вернуться ко всем статьям

5 главных рисков для бизнеса

10 сентября 2018

Слова «бизнес» и «риск» - практически синонимы. По крайне мере, ассоциации, которые они вызывают в нашем сознании, очень близки. Адреналин, удача, успех, а еще - рок, злая судьба, проигрыш… Вполне естественно, что каждый начинающий бизнесмен хочет рассчитать свои риски перед тем, как вкладывать свое время и силы в новое предприятие.

Точно высчитать процент успешности или неудачи вряд ли получится – слишком много факторов, прогнозируемых и непредвиденных, оказывают свое влияние на развитие стартапа. Однако, опираясь на статистику по малому бизнесу, можно выделить главные источники риска и постараться их избежать.

Согласно исследованию Агентства малого бизнеса США (SBA), только половина предприятий «переживают» пятилетие, и всего около трети – достигают в своей истории 10-летней отметки.

Интеллектуальная платформа CB Insights, которая на базе информации по новым стартапам, инвестиционным проектам, патентам на изобретения и т.п. генерирует бизнес-тренды, проанализировала 100 кейсов прогоревших компаний и представила 20 факторов риска, которые чаще всего приводили к неудаче.

Первую пятерку возглавили:

1. Отсутствие спроса на товар/услугу,

2. Отсутствие бизнес-плана/некорректно рассчитанный бизнес-план,

3. Отсутствие надежной команды,

4. Конкуренция,

5. Ценовая политика.

1. Отсутствие спроса

Этот фактор риска для малого бизнеса, который в конечном итоге приводил к его краху, был собран из совокупности похожих – но в целом все они так или иначе были связаны одной проблемой: бизнес не решал «боль» клиента.

Для небольшого предприятия, делающего первые шаги на рынке, найти боль, т.е. потребность, клиента и способ ее закрыть – особенно критично. Каким бы великолепным ни был ваш продукт или услуга, какой бы привлекательной ни была цена на него, если никому не нужно то, что вы предлагаете, бизнес неизбежно пойдет на дно. Раньше или позже – вопрос запаса инвестиций.

Поэтому, если вы не готовы к экспериментам, которые могут обернуться бессмысленной потерей денег и времени, выбирайте сферы для деятельности со стабильно высоким спросом – общественного питания, медицинских услуг, консалтинга по финансовым или ИТ-вопросам. Зайдите на сайты деловых изданий, почитайте обзоры рынков, обратите внимание, как интересующий вас бизнес реагировал на кризис (рост продолжился, остановился или динамика вообще отрицательная).

Если вы планируете развивать свой бизнес по франчайзинговой модели, узнайте, как обстоят дела у ведущих игроков – обладателей франшиз. Сколько новых точек открылось за последний год? Каковы финансовые показатели? Надежные компании, как правило, открыто публикуют эту информацию или предоставляют по запросу потенциальным партнерам.

2. Отсутствие бизнес-плана/некорректно рассчитанный бизнес-план

На самом деле мало кто из прогоревших бизнесменов именно так обозначил причину своей неудачи. Более четверти участников исследования указали, что вынуждены были закрыть предприятие, потому что им элементарно не хватило денег на его функционирование и развитие до выхода на самоокупаемость.

Но при более внимательном изучении каждого из кейсов аналитикам стало очевидно – проблема не в отсутствии средств, а в том, что собственник, планируя свои вложения, не предусмотрел всех возможных статей расходов и форс-мажорных обстоятельств.

Кого-то подвел партнер, обещавший вложить дополнительные средства в случае необходимости, кто-то понадеялся на чудо и быстрый возврат инвестиций, у кого-то произошел сбой с поставками. Однако роковых последствий таких «непредвиденных обстоятельств» можно было избежать, предусмотрев их в бизнес-плане.

Рассчитайте все предстоящие расходы, причем с запасом как минимум на полгода – в особенности это касается обязательных выплат: аренды помещения, коммунальных услуг, налогов и сборов, зарплаты сотрудников. Если вы располагаете заемными средствами, не забудьте включить в план выплату процентов и основного долга. Заложите «подушку безопасности» - на тот случай, если выход на самоокупаемость отодвинется на чуть более долгий срок, чем вы ожидаете.

Тем, кто открывает франчайзинговую точку, можно обратиться за советом к франчайзеру – наверняка, он сможет предоставить вам базовые данные о всех статьях предстоящих трат, а также экономический анализ ситуации в регионе и экспертную оценку выбранного вами помещения. Все это позволит вам точнее рассчитать необходимые инвестиции и обезопасить свой бизнес.

3. Отсутствие надежной команды

Угроза, замыкающая «тройку лидеров», тоже включает в себя несколько факторов риска. Объединяет их распространенная проблема – человеческий фактор. Предприниматели не смогли набрать или создать команду единомышленников. Или выбрали не того партнера. Или наняли неподходящих сотрудников.

Потеря клиентов из-за ошибок персонала, отсутствие понимания общей цели и, как результат, безответственное отношение к работе, нежелание вкладываться в успех предприятия, которое в конце концов привело к его краху – это лишь некоторые из последствий, которыми грозит присутствие в вашем бизнесе не тех людей.

О том, как выбрать партнера – мы уже говорили в одной из предыдущих статей.

Что касается персонала, на этапе подбора оцените, насколько они готовы работать на стартап: согласятся ли при необходимости на сверхурочные смены, смогут ли совмещать функционал нескольких сотрудников, способны проявлять инициативу и нестандартно мыслить? Все это, конечно, окупится, когда ваш бизнес пойдет в гору, но для этого нужны люди, которые верят в ваш успех.

Кроме того, как честный и ответственный работодатель вы обязаны предупредить претендентов на ваши вакансии о том, что на первых порах им, возможно, придется приложить определенные усилия и трудиться в напряженном режиме. Это сэкономит и ваши ресурсы, и время кандидатов, и предотвратит конфликты и недопонимание в дальнейшем.

4. Конкуренция

Чаще всего высокую конкуренцию не выдерживают высокотехнологичные стартапы: миллионы молодых новаторов по всему миру ежедневно создают новые продукты и решения, которые превосходят вчерашние по эффективности, скорости, возможностям и т.п. Удержаться на таком рынке, не сбиваясь с бешеного ритма, непросто.

Однако это не значит, что в других сферах конкурентная борьба отсутствует. В частной медицине, например, сегодня новичку придется тоже тяжело – мало оказывать качественные услуги, надо еще и как-то отличаться от конкурентов: уникальными технологиями, методиками, передовым оборудованием, оффлайн- и онлайн-сервисами. Это все требует значительных вложений. И если у вас нет успешной компании, которая будет обеспечивать вам ресурсы на создание и развитие нового бизнеса, конкуренцию вам не выдержать.

Впрочем, всегда есть выход. Например, не противостоять лидерам, а играть за них. Как вы, наверное, поняли, речь идет о франчайзинге. В этом случае вы поступаете как настоящий Макиавелли – один потенциальный конкурент становится вашим партнером и помогает развивать бизнес, а все другие – конкурируют не с вами, а с вашим франчайзером, у которого гораздо больше возможностей одержать победу в этой борьбе. А в выигрыше в итоге оказываетесь вы.

5. Ценовая политика

Несмотря на то, что некорректное ценообразование стало пятым по распространенности фактором риска, его проявления не менее разнообразны, чем в случае с четырьмя предыдущими. И это понятно – начинающему предпринимателю сложно адекватно оценить стоимость своих товаров или услуг. В особенности это касается сферы обслуживания или результатов интеллектуальной деятельности, когда определить цену, основываясь только на себестоимости, крайне затруднительно.

Если установить чересчур высокую цену – можно не дождаться или потерять клиентов, слишком низкая не позволит получить прибыль, а значит и сам бизнес потеряет смысл. Можно опереться на прайс-лист конкурентов – но сначала убедитесь, что себестоимость товаров или услуг для них и для вас примерно одинакова. Иначе можно быстро прогореть, стремясь обойти других игроков с помощью самого выгодного предложения. Демпинг – не самое удачное решение для бизнеса с перспективой долгожителя. Как бы ни был заманчив этот инструмент привлечения клиентов, в итоге он сработает против вас. Снижать цены бесконечно вы не сможете, а потери, понесенные в результате неоправданной работы себе в убыток, быстро восстановить не удастся. А в некоторых случаях – не удастся вообще.

Такова специфика предпринимательской деятельности –  в самой большой степени успех зависит от самых сложных решений.

Предпринимателям-франчайзи в этом отношении проще – прайс-лист, как правило, им предоставляет старший партнер. Кроме того, он даст рекомендации по маркетинговым инструментам, в том числе акциям и специальным предложениям, которые позволят выделиться на фоне конкурентов без риска значительных финансовых потерь.

Кого-то все вышеприведенные риски могут испугать и заставить отказаться от идеи начать свой бизнес. А для кого-то станут стимулом проанализировать неудачные кейсы, чтобы, разрабатывая собственную стратегию развития, избежать потенциальных угроз. Надеемся, что этот рейтинг сбережет ваше время и деньги – вне зависимости от того, какое решение примете именно вы.

 


Вернуться ко всем статьям
Похожие статьи

Кому точно не подойдет модель франчайзинга, или не покупайте франшизу, пока не ответите на этот вопрос .

Вы уверены, что ваше представление о франчайзинге соответствует действительности? Проверьте себя.

7 стадий на пути каждого бизнесмена.

Предпринимателями становятся люди с определенной склонностью к авантюризму. Да и что, в конечном итоге, предпринимательство, если не захватывающее приключение, где все зависит от смелости и находчивости героя?

7 грехов начинающего франчайзи.

Предусмотреть и предотвратить все риски невозможно, но выделить наиболее типичные «грехи» большинства несостоявшихся франчайзи несложно – как и избежать таковых на благо бизнеса.

Житейская мудрость как бизнес-лайфхак: 3 совета начинающим. Часть 3.

Если вы сами не верите в ваши конкурентные преимущества, как в них поверят ваши клиенты и партнеры?

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен предпринимателю.

Именно эмоциональный интеллект направляет вашу энергию в нужное для достижения поставленной цели русло. 

Чтобы обойти конкурентов, станьте самым удобным для клиентов.

Оставаться «неудобным» – непозволительная роскошь для того, кто не намерен уходить из бизнеса хотя бы ближайшие 5 лет.

Житейская мудрость как бизнес-лайфхак: 3 совета начинающим. Часть 1.

Невероятно, но все лайфхаки процветающих предпринимателей удивительно похожи и даже банальны – на уровне житейской мудрости. 

7 признаков франшизы, которую не стоит покупать .

Чтобы не потратить свои время, деньги и силы на поддержку мошеннических схем, будущий собственник должен уметь отделять «зерна от плевел» - качественные предложения от псевдофраншиз.