СТАТЬИ

Вернуться ко всем статьям

Как управлять сотрудниками, если они старше вас?

20 ноября 2018

В наши дни ситуация, когда в подчинении у относительно молодого руководителя работают сотрудники на 10-20 лет старше, – стандартный случай. Тем не менее, у самих топ-менеджеров она вызывает определенные сложности. Персонал солидного возраста неохотно признает авторитет неопытного, на их взгляд, начальства, в то время как руководители зачастую пасуют перед «взрослыми» подчиненными, опасаясь, как бы их требовательность не была принята за неуважение.

Эта проблема носит психологический характер: с детства нас учили уважать старших, прислушиваться к их советам и не спорить со «взрослыми». С годами человек становится более независимым в своих суждениях, однако преодолеть внутренний барьер и вступить в дискуссию с человеком намного старше себя, а тем более давать ему указания или делать замечания, по силам не каждому.   

Многим из франчайзи-партнеров «Хеликс» знакомы эти сложности – ведь среди них немало предпринимателей чуть старше 30, которые нанимают персонал самых разных возрастов. Понятно, что искать сотрудников по возрастному критерию – неприемлемый вариант решения проблемы, в особенности, учитывая тот факт, что в медицинской сфере клиенты склонны ассоциировать опыт с возрастом и больше доверяют персоналу старшего поколения.

Что же делать? Я рекомендую несколько простых правил, придерживаясь которых можно эффективно руководить старшими по возрасту подчиненными без дискомфорта для них и для себя.

Будьте вежливы

Не позволяйте амбициям управлять вами – сохраняйте вежливость и тактичность при общении с персоналом старшего возраста. Конечно, порой хочется напомнить окружающим, что вы не просто так занимаете свое место и тоже успели достичь определенных успехов, но максимум, чего вы добьетесь таким поведением – снисходительное молчание и формальное выполнение ваших указаний.

Авторитет лидера не требует словесных доказательств, он должен просто ощущаться, в том числе и в умении уважать достоинство своих подчиненных. Не бойтесь переусердствовать с вежливостью – люди старшего поколения очень чувствительны к таким вещам и болезненно реагируют на любое проявление резкости или нетерпения. Будьте для них руководителем, который готов оказать поддержку и помощь – в тех ситуациях, когда им, например, не хватает динамичности и гибкости, свойственных молодым сотрудникам – и они обязательно это оценят.

Найдите комфортный стиль общения

Молодым руководителям свойственна прямолинейность в коммуникациях, они, как правило, сразу переходят к сути вопроса, а люди старшего возраста предпочитают сначала перекинуться парой общих замечаний, прежде чем обсуждать основную тему встречи. Старайтесь не выбивать их из зоны комфортного общения, дайте немного времени на адаптацию.

Старшему поколению присуще четкое разделение рабочего и личного времени, поэтому, если у вас не было особых договоренностей, лучше без острой необходимости не звонить и не отправлять писем поздним вечером.

Учитесь у своих подчиненных…

У ваших сотрудников старшего возраста действительно богатый опыт, и задача мудрого руководителя не отрицать его как пережиток прошлого, а найти то ценное, что можно использовать на благо бизнеса. Задавайте вопросы, интересуйтесь их обязанностями, бизнес-процессами на прежних местах работы, удачными и провальными практиками.

… но не признавайте их превосходство

Сотрудники старшего поколения часто любят принимать менторский тон в отношении младших по возрасту коллег, даже если это их руководители. Очень важно почувствовать эту грань. Прислушивайтесь к их мнению, но не создавайте впечатления, что вы принимаете решения, основываясь только на их рекомендациях.

Еще один опасный момент – попытки переложить на других часть своих обязанностей. Пользуясь вашим уважением к возрасту, подчиненные могут просить вас избавить их от сложных для них функций (заполнение отчетов через специальные программы, в целом использование ИТ). Это недопустимо.

Найдите время, чтобы обучить – самостоятельно или с привлечением других коллег – сотрудников старшего поколения основам владения программами, необходимыми для бизнеса, но не позволяйте никому делать это за них.

И, наконец, главное -

Покажите, что у вас серьезные намерения, и ваш бизнес – не игрушка или тренажер для отработки деловых навыков. Вы много сделали, чтобы открыть свое предприятие, и не намерены останавливаться на достигнутом. Преданность своему делу ценится всеми поколениями – в особенности старшим, и, поняв, что ваши требования продиктованы в первую очередь заботой об интересах компании, а не желанием самоутвердиться, они станут вашими главными соратниками.


Вернуться ко всем статьям
Похожие статьи

Можно ли преуспеть на рынке коммерческой медицины без специального образования?.

Отвечает Виктория Егорова, Руководитель Отдела розничных продаж по регионам Лабораторной службы Хеликс. 

Как сделать так, чтобы клиенты стали постоянными?.

Отвечает Вера Логунова, Руководитель Учебного центра.

Может ли Диагностический центр оказывать услуги детям или подросткам, если они пришли без родителей?.

Отвечает Елена Медникова, руководитель Юридического отдела.

 

Как выбрать место под Диагностический центр?.

Отвечает Виктория Егорова, Руководитель отдела розничных продаж по регионам.

 

Зачем нужен бизнес-план? (И нужен ли вообще?).

Отвечает Дарья Горякина, Заместитель Генерального директора по коммерции и операционным вопросам Лабораторной службы Хеликс.

Какая система налогообложения лучше подходит для Диагностического центра?.

Отвечает Алина Овчинникова, Руководитель Группы аналитики.  

Зачем предпринимателю вкладываться в обучение персонала?.

Отвечает Вера Логунова, Руководитель Учебного центра.

Может ли собственник Центра выполнять обязанности медицинского представителя?.

Отвечает Никитин Валерий, Руководитель по работе с медицинской общественностью