СТАТЬИ
Вернуться ко всем статьямЧто такое эмоциональный интеллект и зачем он нужен предпринимателю
20 ноября 2018
У всех, наверное, есть такие знакомые – люди с блестящим умом, но очень скромными карьерными достижениями. А также такие, кто, не обладая особыми способностями или опытом, делали головокружительный рывок к топ-менеджерским позициям. Можно, конечно, пенять на какие-то внешние факторы и везение, но на самом деле у этого алогичного на первый взгляд явления есть вполне научное объяснение.
На эту закономерность обратили внимание почти 20 лет назад американские психологи Джон Майер и Питер Саловей. Они и предложили идею эмоционального интеллекта (EQ) – совокупности способностей, позволяющих человеку контролировать свои эмоции и эмоции окружающих, понимать их, анализировать и использовать полученную информацию для построения эффективных взаимоотношений.
Исследования подтвердили: успехи в бизнесе, в особенности в сфере менеджмента, зависят главным образом от эмоционального, а не когнитивного интеллекта. И чем выше позиция, тем большее значение приобретает способность влиять на людей с помощью управления своими и чужими эмоциями и чувствами. При этом как доказал другой ученый, Ричард Бояцис, эмоциональный и когнитивный интеллект никак не связаны друг с другом – человек может обладать высоким IQ, но очень скромным эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект присутствует в каждом человеке. Именно он отвечает за то, как мы ведем себя, справляемся со сложностями во взаимоотношениях, принимаем решения и достигаем своих целей. Понятие эмоционального интеллекта объединяет 4 ключевых способности, которые разделяются на две основные группы: личную и социальную.
Определить наличие эмоционального интеллекта у себя и окружающих можно по определенным качествам, которые Бояцис и его коллега Гоулман выделили после нескольких лет исследований. Важно понимать, что большую роль играет не только наличие этих качеств, но и умение их использовать и развивать.
Итак, людям с высоким уровнем эмоционального интеллекта присущи следующие качества и способности:
1. Самоанализ
- Эмоциональное самосознание: вы четко осознаете свои чувства и эмоции, сильные и слабые стороны, рычаги воздействия на ваше эмоциональное состояние.
- Точность самооценки: у вас собственная система ценностей и конкретные цели, вы точно знаете, чего хотите от жизни.
- Уверенность в себе: вы знаете сильные стороны своего характера и зоны развития. В бизнесе вы опираетесь на собственные навыки и опыт, а если их недостаточно – на опыт и навыки коллег. Вы способны говорить о себе откровенно, без самооправданий.
2. Умение управлять собой
- Эмоциональный самоконтроль: у вас, как у любого человека, могут быть периоды плохого настроения или повышенной эмоциональности, но вы не принимаете ответственных решений в таком состоянии; по сути, вы умеете с ними справляться. Пример: когда вы крайне недовольны сотрудником, вы не кричите на него, а спокойно объясняете, что именно не так в его работе и что вы хотели бы изменить.
- Амбициозность: вам нравится процесс достижения цели, следования разработанной вами стратегии, работы на результат.
- Энтузиазм: вы умеете себя мотивировать и продолжать добиваться поставленной цели, даже если сталкиваетесь со сложностями и преградами.
- Честность: вы даете себе отчет о реальной ситуации в вашей работе – успехах, ошибках, эмоциях по их поводу.
- Адаптивность: вы легко приспосабливаетесь к обстоятельствам – сохраняете спокойствие под давлением и быстро восстанавливаетесь в случае неудачи. Вы не впадаете в панику во время кризиса, вместо этого концентрируетесь на проблеме.
- Оптимизм: у вас позитивный настрой в отношении будущего.
3. Социальная осознанность
- Эмпатия: вы легко делитесь своими тревогами с членами своей команды и готовы выслушать других.
- Заинтересованность: вы умеете слушать. Вы с вниманием относитесь к окружающим и находите время выслушать их и понять, что они хотят сказать, не перебивая или высказываясь за них.
- Корпоративная осознанность: у вас есть умение видеть перспективы компании, и вы можете донести свое видение до коллег понятным для них образом. Вы с готовностью отвечаете на их вопросы.
4. Управление взаимоотношениями
- Умение вести за собой: у вас получается мотивировать сотрудников. Вы используете свои личные качества, чтобы создать и поддерживать продуктивные взаимоотношения в коллективе, основанные на осознанном подходе к работе и взаимовыручке.
- Умение влиять на людей: у вас хорошо развиты коммуникативные способности. Вы умеете доносить свои мысли, пожелания и ожидания таким образом, чтобы сотрудники понимали их значимость и разделяли вашу заинтересованность.
- Преодоление конфликта: вы – хороший переговорщик и умеете налаживать отношения между конфликтующими сторонами. Вы знаете, как урегулировать спорную ситуацию, найти компромиссное решение, устранить недопонимания.
- Инициация изменений: вы открыты новому, более того, вы осознаете необходимость перемен и поддерживаете прогресс.
- Развитие сотрудников: вы умеете давать конструктивную обратную связь и приходите на помощь, если кому-то из коллег необходимо повысить уровень компетентности или знаний.
- Командная работа: людям комфортно работать с вами. Один из признаков этого – сотрудники могут обменяться шутками или что-то обсудить в вашем присутствии.
- Организация совместной работы: вы умеете создавать сильные команды и поддерживать эффективное функционирование совместных проектов.
Почему предпринимателю необходимо развивать в себе эмоциональный интеллект? Потому что именно EQ направляет вашу энергию в нужное для достижения поставленной цели направление. Американская компания TalentSmart провела исследование, в котором приняли участие 33 компании, и выяснила, что именно высокий уровень эмоционального интеллекта стал причиной успеха 58% сотрудников различных специальностей.
Кроме того, люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта больше зарабатывают – в среднем на 29 000 долларов, чем их коллеги с низким EQ. Связь между материальным достатком и уровнем эмоционального интеллекта настолько сильна, что разница в один пункт оценивается экспертами в 1 300 долларов. Эти закономерности распространяются на все регионы мира, сферы деятельности, возрастные группы.
Вернуться ко всем статьям